Этот блог больше не обновляется. Приглашаю вас на мой новый сайт, где вы можете найти еще больше материалов о путешествиях и для путешественников: http://travelforfun.org
После долгой эксплуатации навигационного КПК Асус А 639, за ним начали наблюдаться случаи самопроизвольного выключения. Особенно это было неприятно во время соревнований, когда на подходе к точке тухнет экран. В результате разборок было выяснено, что от постоянной эксплуатации в течение нескольких лет накрылся аккумулятор. Да и в любом случае, один навигатор на соревнованиях – это очень неудобно. Поэтому было решено опробовать такое чудо враждебной техники, как навигаторы Гармин. В итоге помимо старого доброго асуса, я стал обладателем двух устройств – garmin Nuvi 1410 и garmin oregon 550.
Сильно вдаваться в детали не буду, опишу только кратко возможности гарминов:
Nuvi 1410 – автомобильный навигатор с 5 дюймовым экраном. По функциям – довольно простой, с минимумом настроек. Из наворотов – встроенный блутуз, по которому можно подключать телефон и использовать навигатор как систему громкой связи. В комплекте шла Навлюксовская карта Украины, и я затем добавил еще карту от Аэроскана, а также самодельную карту с рельефами местности.
Oergon 550 – профессиональный навигатор. Водонепроницаемый. Выдерживает погружение под воду до 30 метров. Ударостойкий. Главное, что меня привлекло – встроенный магнитный компас, связанный с электроникой. Т.е. даже если нет спутников, навигатор всегда покажет где север. Умеет подключать карты,экспортированные из гугл мапа. Также есть меню для работы с геокешерскими тайниками, календарь рыбалки и еще куча всяких других наворотов.
Если интересно, в итнернете есть масса статей с детальным обзором данных моделей. Но я же хочу сравнить, как гармины в частности, да и навигаторы вообще лучше использовать на бездорожье.
Итак, начнем с главного – с карт. Т.к. по сути навигатор – это просто кусок железа, то ценность в нем представляют именно карты. Что же мы видим?
1. КПК с Windows Mobile 6. Позволяет устанавливать программы как для работы с векторными картами (Navitel, Igo), так и классический Ози эксплорер для работы с растровыми картами. Классика на бездорожье – это озик с генштабовскими километровками, Берем пока это за отправную точку. Скажу, что долгое время я именно так и ездил используя один навигатор.
2. Гармин Nuvi 1410 – может работать только с векторными картами.
3. Гармин oregon 550 – может работать и с векторными и с растровыми картами. Отличительная особенность гарминов от других навигаторов – они могут накладывать до трех карт одну на другую. Т.е. я могу в орегоне 550 наложить карту дорог Аэроскан на карту гугл мапа и получить и прокладку маршрута и вид рельефа. Это однозначный плюс, который не перекроет КПК.
Теперь сравним, насколько применимы разные карты для навигации.
1. Ози эксплорер. Растровые карты хороши конечно, что на них виден рельеф, точно отражены реки, песок и т.п. НО: генштабовские километровки во-первых, старые, во-вторых, масштаб в 1км не дает нормального понимания рельефа, т.к. в 1см карты не может поместиться все, что находится на 1км поверхности. Следовательно, растр хоть и считается классикой, но помогает мало. Также все прекрасно знают, что при увеличении растровой картинки появляется очень крупное зерно. И выставив на озике масштаб примерно 500%, вы получите на экране просто цветные пятна. А при этом у вас будет всего лишь в 1 см метров 200 масштаба. Т.е. вы до точки еще и не дошли, но уже совершенно не видите, где же она по местности находится.
2. Векторные карты. Тут обратная сторона. В случае с векторной картой вы можете приближать изображение сколько угодно не теряя качества картинки.
Минусом тут становится точность карты. Как показала практика, векторные карты не совсем точно отражают местность. Например, та же точка, только на карте генштаба:
Видно, что на генштабовской карте точка находится слева от дороги, тогда как на гарминовской карте – справа. Разброс получается – метров 100. Утешением может служить только то, что карты генштаба тоже устарели и дороги на них часто не соответствуют действительности. Дополнительным плюсом векторных карт является база точек интереса, когда я могу сказать навигатору “найди мне ближайшую заправку” или ближайшую СТО.
Вывод, который я для себя сделал: я не ошибся, заведя три навигатора. Как я их планирую использовать:
1. Garmin Nuvi 1410 – навигатор общего вида для водителя. В него загружаются точки, но держится обзорная картинка, позволяющая пилоту понимать общую картину трассы - где реки, где дороги, а где точки. Так легче планировать как добираться до точек, которые находятся далеко. Да и всегда удобнее ехать не в слепую а знать где ты. Т.к. навигатор автомобильный, с автомобильным креплением, то он цепляется на стекло и там живет.
2. КПК с Ози эксплорером – у штурмана для планирования подъездов к точке. Тут нужно видеть картину местности, где заканчивается лес, где начинается река и т.п. Но искать точки по нему не очень удобно, т.к. уже говорилось ранее, при сильном приближении мажет карта, а также подобные навигаторы чтобы указать правильное направление требуют, чтобы ты пробежал несколько метров. Только тогда GPS определит куда ты двигаешься и укажет направление на точку.
3. Орегон 550 на шее у кого-то из экипажа, кто в основном бегает ищет точки. Например, у штурмана. Штурман заранее дает команду навигатору идти на точку, и при подъезде к месту, где предположительно точка находится, встроенный компас а также загруженная карта с гугл мапа позволит не бегая туда-сюда для определения направления, сразу четко выйти куда нужно.
Если же обобщить вывод не привязываясь к моей технике, то я бы рекомендовал в любом случае экипажу иметь минимум два навигатора (гармин или КПК), из которых один работает с ОЗИ и генштабовской картой, а другой – с векторной (Навител, Аэроскан, и т.п.)
После долгой эксплуатации навигационного КПК Асус А 639, за ним начали наблюдаться случаи самопроизвольного выключения. Особенно это было неприятно во время соревнований, когда на подходе к точке тухнет экран. В результате разборок было выяснено, что от постоянной эксплуатации в течение нескольких лет накрылся аккумулятор. Да и в любом случае, один навигатор на соревнованиях – это очень неудобно. Поэтому было решено опробовать такое чудо враждебной техники, как навигаторы Гармин. В итоге помимо старого доброго асуса, я стал обладателем двух устройств – garmin Nuvi 1410 и garmin oregon 550.
Сильно вдаваться в детали не буду, опишу только кратко возможности гарминов:
Nuvi 1410 – автомобильный навигатор с 5 дюймовым экраном. По функциям – довольно простой, с минимумом настроек. Из наворотов – встроенный блутуз, по которому можно подключать телефон и использовать навигатор как систему громкой связи. В комплекте шла Навлюксовская карта Украины, и я затем добавил еще карту от Аэроскана, а также самодельную карту с рельефами местности.
Oergon 550 – профессиональный навигатор. Водонепроницаемый. Выдерживает погружение под воду до 30 метров. Ударостойкий. Главное, что меня привлекло – встроенный магнитный компас, связанный с электроникой. Т.е. даже если нет спутников, навигатор всегда покажет где север. Умеет подключать карты,экспортированные из гугл мапа. Также есть меню для работы с геокешерскими тайниками, календарь рыбалки и еще куча всяких других наворотов.
Если интересно, в итнернете есть масса статей с детальным обзором данных моделей. Но я же хочу сравнить, как гармины в частности, да и навигаторы вообще лучше использовать на бездорожье.
Итак, начнем с главного – с карт. Т.к. по сути навигатор – это просто кусок железа, то ценность в нем представляют именно карты. Что же мы видим?
1. КПК с Windows Mobile 6. Позволяет устанавливать программы как для работы с векторными картами (Navitel, Igo), так и классический Ози эксплорер для работы с растровыми картами. Классика на бездорожье – это озик с генштабовскими километровками, Берем пока это за отправную точку. Скажу, что долгое время я именно так и ездил используя один навигатор.
2. Гармин Nuvi 1410 – может работать только с векторными картами.
3. Гармин oregon 550 – может работать и с векторными и с растровыми картами. Отличительная особенность гарминов от других навигаторов – они могут накладывать до трех карт одну на другую. Т.е. я могу в орегоне 550 наложить карту дорог Аэроскан на карту гугл мапа и получить и прокладку маршрута и вид рельефа. Это однозначный плюс, который не перекроет КПК.
Теперь сравним, насколько применимы разные карты для навигации.
1. Ози эксплорер. Растровые карты хороши конечно, что на них виден рельеф, точно отражены реки, песок и т.п. НО: генштабовские километровки во-первых, старые, во-вторых, масштаб в 1км не дает нормального понимания рельефа, т.к. в 1см карты не может поместиться все, что находится на 1км поверхности. Следовательно, растр хоть и считается классикой, но помогает мало. Также все прекрасно знают, что при увеличении растровой картинки появляется очень крупное зерно. И выставив на озике масштаб примерно 500%, вы получите на экране просто цветные пятна. А при этом у вас будет всего лишь в 1 см метров 200 масштаба. Т.е. вы до точки еще и не дошли, но уже совершенно не видите, где же она по местности находится.
2. Векторные карты. Тут обратная сторона. В случае с векторной картой вы можете приближать изображение сколько угодно не теряя качества картинки.
Минусом тут становится точность карты. Как показала практика, векторные карты не совсем точно отражают местность. Например, та же точка, только на карте генштаба:
Видно, что на генштабовской карте точка находится слева от дороги, тогда как на гарминовской карте – справа. Разброс получается – метров 100. Утешением может служить только то, что карты генштаба тоже устарели и дороги на них часто не соответствуют действительности. Дополнительным плюсом векторных карт является база точек интереса, когда я могу сказать навигатору “найди мне ближайшую заправку” или ближайшую СТО.
Вывод, который я для себя сделал: я не ошибся, заведя три навигатора. Как я их планирую использовать:
1. Garmin Nuvi 1410 – навигатор общего вида для водителя. В него загружаются точки, но держится обзорная картинка, позволяющая пилоту понимать общую картину трассы - где реки, где дороги, а где точки. Так легче планировать как добираться до точек, которые находятся далеко. Да и всегда удобнее ехать не в слепую а знать где ты. Т.к. навигатор автомобильный, с автомобильным креплением, то он цепляется на стекло и там живет.
2. КПК с Ози эксплорером – у штурмана для планирования подъездов к точке. Тут нужно видеть картину местности, где заканчивается лес, где начинается река и т.п. Но искать точки по нему не очень удобно, т.к. уже говорилось ранее, при сильном приближении мажет карта, а также подобные навигаторы чтобы указать правильное направление требуют, чтобы ты пробежал несколько метров. Только тогда GPS определит куда ты двигаешься и укажет направление на точку.
3. Орегон 550 на шее у кого-то из экипажа, кто в основном бегает ищет точки. Например, у штурмана. Штурман заранее дает команду навигатору идти на точку, и при подъезде к месту, где предположительно точка находится, встроенный компас а также загруженная карта с гугл мапа позволит не бегая туда-сюда для определения направления, сразу четко выйти куда нужно.
Если же обобщить вывод не привязываясь к моей технике, то я бы рекомендовал в любом случае экипажу иметь минимум два навигатора (гармин или КПК), из которых один работает с ОЗИ и генштабовской картой, а другой – с векторной (Навител, Аэроскан, и т.п.)
Почему в обзоре обделены вниманием все остальные навигаторы, кроме Garmin и КПК? У Garmina при всех его достоинствах, есть два серьёзных недостатка - цена (очччень немаловажный фактор), и невозможность установки на него OziExplorerCE (а гарминовские карты не вездесущи). КПК же тоже отличается довольно высокой ценой (жалко будет потерять его где-нить в поле), да и навигационный чипсет в КПК всегда минимум на одно поколение слабее, чем в туристических и авто- навигаторах. Причём автонавигаторы, также как и туристические можно использовать вне автомобиля в полевых условиях - для увеличения ресурса аккумулятора существуют "батарейные отсеки для 4х аккумуляторов АА с выходом USB", а для защиты от пыли и грязи можно использовать как обычный прозрачный целофан, так и есть в продаже специальные герметичны чехлы для автонавигаторов. ВТут вот статья была как раз на тему навигаторов для бездорожья:
ОтветитьУдалитьhttp://faravto.ru/biblioteka/vibor-avtonavigatora/vibor-avtonavigatora.html
Сравнивалось собственно говоря, не только железо, а больше софт. На большинстве автомобильных навигаторов стоит Windows CE. Следовательно, на них спокойно ставится весь тот софт, что и на КПК - Ozi Explorer, Navitel и т.п. А кому что удобнее - это вопрос философкий. Я описал вариант использования навигаторов по своему опыту внедорожных соревнований. А вам остается только почитать и сделать свои выводы исходя из особенностей применения навигаторов. Ибо единого универсального решения быть не может никогда.
ОтветитьУдалить